- СЕКВЕСТР
- пропорциональное снижение государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение времени, оставшегося до конца текущего финансового года. Механизм секвестирования вводится, если в процессе исполнения бюджета снижение объема поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита оказалось выше определ. бюджетным законодательством уровня. В Российской Федерации определение С. было дано в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (1991). Механизм С. расходной части федер. бюджета в 90-е гг. устанавливался федер. законом о федер. бюджете на соответствующий финанс. год. Напр., в Федер. законе «О федеральном бюджете на 1997 год» секвестр расходной части федер. бюджета должен был производиться Правительством РФ по итогам квартала в том случае, если снижение объемов поступлений доходов федер. бюджета или источников покрытия дефицита федер. бюджета составило бы от 5 до 10% по сравнению с утвержд. данным законом показателями. В случае снижения объемов поступлений доходов или источников покрытия дефицита более чем на 10% по сравнению с утвержд. объемами Правительство было обязано внести в Государственную Думу законопроект о С. расходной части федер. бюджета. При этом на защищенные статьи расходов С. не распространялся, а по незащищенным статьям расходов сокращения ассигнований должны были осуществляться в одной и той же пропорции для всех разделов, подразделов, видов расходов и предметных статей, включая объекты, вошедшие в Федеральную инвестиционную программу на 1997. Однако начиная с 2000 в бюджетном законодательстве России понятие С. не использовалось. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному финансированию расходов, то вводится режим сокращения расходов бюджета, в к-ром нет деления на защищенные и незащищенные расходные статьи. В целях сбалансирования бюджетов ряд стран также обращался к режиму секвестирования бюдж. расходов. Напр., в США в сер. 80-х гг. была сделана попытка избавиться от хронич. дефицитов бюджета с помощью механизма С. В дек. 1985 Конгрессом США был принят «Закон о контроле над дефицитом» (известный как закон Грэмма–Радмена–Холлингса – по именам авторов), согласно к-рому ежегодная величина дефицитов была четко определена, и в случае превышения предполагаемого дефицита над контрольной суммой в действие должен был вступать механизм секвестирования. Был определен перечень защищ. статей расходов, а остальные бюдж. расходы должны были быть уменьшены на единый процент. Причиной, по к-рой секвестирование в США так и не было введено в действие, явилось требование равного сокращения гражданских и военных расходов. Администрация Президента Р. Рейгана выступала против сокращения военных расходов, в то время как Конгресс боролся за сохранение темпов роста гражданских расходов. Компромисса не было найдено, и механизм секвестирования был изъят из закона Грэмма–Радмена–Холлингса.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.